У дапамогу маладому спецыялісту

У залежнасці ад адукацыйнай задачы ўрокі падраздзяляюцца на наступныя асноўныя тыпы:

  • урок засваення новых ведаў;
  • урок фарміравання ведаў, уменняў і навыкаў;
  • урок замацавання вывучанага матэрыялу;
  • урок сістэматызацыі і абагульнення ведаў;
  • урок паўтарэння;
  • камбінаваны ўрок.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

(в помощь учителю)

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
    • четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе;
    • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
    • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
  2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
  3. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать, из доступного материала   только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в знакомой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить  три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.
  1. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

  1. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  1. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
    • что контролировать;
    • как контролировать;
    • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

  1. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
  2. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
  3. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?

Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;
  • содержательную;
  • аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок  №

Тема:

Цель:

Задачи: обучающие -

развивающие-

воспитывающие —

Оборудование:

1.      ______

2.      ______

3.      ______

Дата

Последовательность отдельных этапов урока

 

К примеру:

Организация - 1 мин.

Самостоятельная работа - 10 мин.

Новый материал - 20 мин.

Демонстрация фильма - 5 мин.

Закрепление - 7 мин.

Задание на дом - 2 мин.

Литература: 

  1. __________
  2. __________
  3. __________

(с указанием страниц)

Содержательная часть - состоит из двух частей:

  1. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим

цветом;

  1. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:

 

                Что делают

Этапы урока

Ученики

Учитель

 

 

 

 

Аналитическая часть — заполняется после урока. Указания по этой части даны в методических рекомендациях «Как проанализировать свой собственный урок».

Методические рекомендации

по подготовке успешного урока

 

Требования к современному уроку - подготовка конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образования, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в различных условиях.

 

Принципы современного урока:

  • принцип субъективности,
  • принцип сотрудничества,
  • принцип выбора,
  • принцип творчества и успеха,
  • принцип доверия и поддержки,
  • принцип самореализации ребенка.

 

    Целью каждого урока является оказание учащимся помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, развитие индивидуальных познавательных интересов. Урок результативен, если учащиеся обогащают субъективный опыт, формируют индивидуальный тип учебной деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность и творчество.

  Виды современного урока:

  • урок обзорного типа по всей теме и урок вопросов учеников к учителю и дополнительных разъяснений (по теории поэтапного формирования умственных действий - урок ориентировочной основы действия);
  • урок-практикум (формирование навыков);
  • урок выполнения проблемных заданий;
  • урок - консультация;
  • урок контроля и оценки;
  • урок выполнения творческих заданий (защита курсовых работ, презентация проектов, и другие).

 

      Советы по подготовке успешного урока:

  1. План урока – это проект совместной деятельности педагога и учащихся.
  2. От цели и задач урока зависит всё:

- содержание;

- способы, приёмы и методы обучения;

- формы организации познавательной деятельности учащихся;

- средства обучения.

  1. Эффективность обучения в большей степени зависит от того, насколько правильно организовано общение на уроке.
  2. Цель урока – тип урока – структура урока.

 Урок должен отвечать требованиям дидактики:

  • четкое формулирование цели и задач;
  • определение места урока в системе;
  • определение оптимального, но реального содержания урока в соответствии с учебной программой и учетом уровня подготовки учащихся;
  • прогнозирование уровня сфрмированности умений и навыков на отдельных этапах и урока в целом;
  • выбор наиболее рациональных технологий, методов и приемов обучения, учитывающих когнитивный стиль учащихся;
  • реализация дидактических принципов;
  • создание условий для успешной работы школьников и учителя.

 

 

 

 

 

  1. 1. Фармуліроўка мэты ўрока:

 

- абапіраючыся  на веды вучняў аб біялагічнай ролі ў арганізме жыццёва неабходных элементаў (кальцыю, магнію, калію і натрыю), даказаць неабходнасць беражлівых адносін да свайго здароўя;

 

- на прыкладзе даследавання ролі ў арганізме чалавека кальцыю, магнію, калію і натрыю прадставіць вучням магчымасць зрабіць уласны вывад адносна неабходнасці беражлівых адносін да свайго здароўя

 

  1. Прыклады фармуліроўкі мэты ўрока настаўнікам:

 

  • стварэнне ўмоў для абагульнення, сістэматызацыі вучнямі ведаў аб ….;
  • індывідуалізацыя дзейнасці кожнага вучня на ўроку, стварэнне магчымасці для яго творчай самарэалізацыі праз …

 

  • састаўленне кожным вучнем … на аснове …
  • развіццё вучэбна-пазнавальнай кампетэнцыі вучняў, пашырэнне і паглыбленне ведаў …

 

  • стварэнне ўмоў для матывацыі вучняў да вывучэння …
  1. Прыёмы і формы для далучэння вучняў у працэс матывацыі:
  • пастаноўка вучнямі пытанняў да тэмы;
  • параўнанне двух цытат;
  • прадстаўленне тэмы ў вобразным выглядзе (малюнак);
  • пастаноўка пытанняў самому сабе;
  • параўнанне ўласных пытанняў у пачатку ўрока і напрыканцы;
  • састаўленне расказа па малюнку, табліцы, схеме;
  • міні-дыскусія “Пяць аргументаў сказаць “Не!” (аргументы “за” і “супраць” актуальнасці тэмы);
  • дзелавая гульня: вучні самастойна мадэліруюць жыццёвыя сітуацыі, дзе ім спатрэбяцца веды, атрыманыя на ўроку;
  • гульня, у якой перамагае той, хто больш даступна раскажа аб новым спосабе засваення ведаў і сферы іх прымянення;
  • працягні сказ: для інтэлектуальнага развіцця…, развіваючы свае здольнасці, я …; у падрыхтоўцы да будучай прафесіі …;
  • задай не менш пяці пытанняў да цытаты, якая характарызуе тэму;
  • адлюструй з дапамогай табліцы сваё “няведанне” (з параўнаннем напрыканцы ўрока)

Што?

Дзе?

Калі?

 

Як?

Які?

 

Чаму?

Ці можна?

 

Схема-памятка аналізу ўрока

  1. Тып і структура ўрока

1.1. Тып урока, адпаведнасць яго дыдактычнай мэты ўзросту вучняў, аб’ёму, складанасці і навізне вывучаемага матэрыялу.

1.2. Месца ўрока ў сістэме ўрокаў, адзведзеных на вывучэнне тэмы, раздзела.

1.3. Структура ўрока. Адпаведнасць этапаў урока яго тыпу і мэце, іх узаемасувязь.

1.4. Мэтазгоднасць размеркавання часу паміэ асобнымі этапамі ўрока.

 

  1. Ацэнка зместу вучэбнага матэрыялу

2.1. Адпаведнасць матэрыялу ўрока вучэбнай праграме і зместу падручніка, узроставым асаблівасцям вучняў і іх папярэдняй падрыхтоўцы.

2.2.Аналіз навуковасці тэарэтычных палажэнняў, ідэй, паняццяў, фактаў, выбраных для ілюстрацыі.

2.3. Выхаваўчыя магчымасці вучэбнага матэрыялу, яго сувязь з жыццёвым вопытам.

  1. Прынцыпы, метады, прыёмы і сродкі навучання на ўроку

3.1. Прынцыпы, найбольш удала рэалізаваныя на ўроку (свядомасць, трываласць, даступнасць, актыўнасць і інш.)

3.2. Адпаведнасць метадычных прыёмаў навучання мэце ўрока, асаблівасцям зместу і ўзросту вучняў.

3.3. Рэалізацыя дыдактычных і выхаваўчых функцый у рабоце настаўніка і вучняў.

3.4. Прыёмы актывізацыі пазнавальнай дзейнасці вучняў на ўроку.

3.5. Віды і аб’ём самастойнай работы вучняў на розных этапах урока. Роля настаўнік аў працэсе самастойнай работы вучняў.

3.6. Мэтазгроднасць выкарыстання на ўроку наглядных дапаможнікаў і тэхнічных сродкаў навучання.

3.7. Суаднесенасць слова, нагляднасці і тэхнічных сродкаў навучання.

  1. Арганізацыя рабочага месца настаўніка
  • падрыхтаванасць дошкі;
  • раздатачны матэрыял;
  • дыдактычны матэрыял;
  • табліцы;
  • даведачная літаратура
  1. ІКТ на ўроку
  2. Прыёмы педагагічных тэхналогій:
  • урок пабудаваны па прынцыпе тэхналогіі;
  • урок камбінаваны (пасля кожнага этапа праведзена рэфлексія) з выкарыстаннем прыёмаў педагагічных тэхналогій
  1. Узроўневы падыход на ўроку (дыферэнцыяцыя)
  2. Здароўезберажэнне ў рамках урока
  3. Абсталяванне кабінета для забеспячэння арганізацыі адукацыйнага працэсу

 

 

 

 

 

 

 

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УРОК

 

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель — это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную ее форму.

 

Из чего же складывается такой анализ?

 

  1. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
  2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
  5. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
  6. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
  7. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
  8. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
  1. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
  2. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?                    
  3. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
  4. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

И еще необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло  немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.

В помощь молодому учителю

Работа с нормативными документами включает в себя знакомство:

- с инструкциями; - Уставом школы; - приказами по режиму работы школы; - нормативами проведения контрольных, проверочных работ, зачетов.

Разработка планов уроков

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке.

Тема и цель урока по содержанию и формулировке близки, но не тождественны. Для темы урока важно «Что будет ученик сегодня узнавать и изучать?», а для цели – «Чему сможет научиться, какие знания и умения приобретет?» Поэтому в формулировке целей важны не действия учителя на уроке, а важна работа ученика по приобретению новых знаний, умений и навыков, их закреплению проверке и коррекции. При составлении уроков учитываются тип урока и его этапы.

Типология уроков:

  1. Изучение и первичное закрепление новых знаний. 2. Закрепление новых знаний и способов действий. 3. Комплексное применение знаний и способов действий. 4. Обобщение и систематизация знаний и способов действий. 5. Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий.

Этапы урока:

  1. Организация начала занятий. 2. Проверка выполнения домашнего задания. 3. Подготовка к восприятию новых знаний (актуализация опорных знаний, устная работа). 4. Изучение усвоение новых знаний и способов действий. 5. Первичная проверка понимания нового материала. 6. Первичное закрепление знаний и способов действий. 7. Закрепление знаний и способов действий. 8. Обобщение и систематизация знаний. 9. Контроль и коррекция знаний. 10. Подведение итогов занятия. 11. Рефлексия. 12. Информация о домашнем задании.

Важным звеном в работе молодого учителя является анализ и самоанализ урока, который должен проводиться с краткой общей характеристикой класса, в котором проводился урок, по всем этапам конкретного урока, анализа эффективности урока, ценности, исходя из его замысла, оценкой конечного результата урока и оценкой воспитательной стороны урока.

Успехи учителя оцениваются успехами его учеников, учитель воздействует на детей своим отношением к работе. Многообразной и образованной личностью должен быть учитель, занимающийся процессами сознательного и целевого воздействия на развитие ученика на всех этапах его школьной жизни.

Блестящий учитель – это тот, кто постоянно совершенствуется. Можно в своей каждодневной работе взять за основу одну из методик преподавания, использовать ее, тренироваться, выработать определенные навыки, приемы проведения уроков и создавать свою систему обучения учащихся.

Памятки

               Молодому учителю:

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте время на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил до­машнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием про­блемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, кото­рые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересо­ванный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помо­щи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого автори­тета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за под­держкой классу.

             Наставнику:

  1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
  2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
  3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность ме­тодике раскрытия наиболее сложных тем.
  4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
  5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
  6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
  7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
  9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

 

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

  1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
  2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
  3. Изучите методические пособия к проведению урока.
  4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы  с задачами урока.
  5. Не забудьте, что учебно-воспитательный процесс в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
  6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
  7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
  8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
  9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
  10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков  должны быть известны и ученикам.
  11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
  12. Постарайтесь  "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого не добиться глубоких и прочных знаний.
  13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.